Философия йоги и человеческая психика

Философия йоги и человеческая психика

Психология – это наука о душе. Но душа (Монада или Атма, если обозначить ее санскритским термином) – это энергия духа, живущая в сфере иррационального – в той духовной Бесконечности, где наша линейная логика и разум не могут измерять и оценивать Истину, ибо разум материален, в отличие от своей Первоосновы. Да, разум и логика – это нечто вторичное, появившееся на определенном этапе сотворения материального мира, это необходимые инструменты для биологического выживания в плотных материальных пространствах, не обладающих многомерностью. Поэтому от слова «психология» изначально веет абсурдностью. Как может «наука» изучать душу, если главный ее инструмент – разум – бессилен увидеть и понять свою Первооснову – дух и душу? Другими словами, как может робот «изучать» сотворившего его конструктора? И может ли?

Да, может, но с оговорками: адепты йоги говорят не об изучении духовной Первоосновы, а о познании духа. Это более корректно. Ибо слово «изучение» подразумевает дальнейшее управление, но нет и не может быть управления духом, ведь именно он управляет мирозданием испокон веков. В том числе и своим инструментом – разумом. Да, именно сознание (дух) управляет разумом, а не разум – сознанием. Если же инструмент, то есть разум, начинает управлять жизнью человека, поддавшегося демоническим веяниям, это рано или поздно заканчивается деградацией – потерей сознательности, ума и ослаблением жизни. Что успешно демонстрируют нам наркоманы, психопаты, социопаты и атеисты, которые на начальном этапе очень рациональны, умны и проворны, но в конце всегда представляют собой жалкое зрелище: моральную или физиологическую уродину. И наоборот: те религиозные люди, которые усиливали собственное сознание (то есть дух), сохраняют до самой смерти силу ума и физическую выносливость. Их организм стареет значительно медленнее, а психическая старость может их вообще не коснуться. Об этом говорят малоизученные наукой факты: чрезвычайно длительная жизнь тех йогов, которые достигли успеха в садхане – специальной системе тренинга, если говорить на европейский манер. Другими словами, йог живет столько, сколько сочтет нужным. Иногда 300 или 500 лет, в зависимости от миссии, которую ему поручено выполнить. Есть и такие адепты, жизнь которых исчисляется тысячами лет, но это тот самый случай, который верифицировать наука не может, ибо находится в эмбриональном состоянии. Вообще говоря, вся наука проходит период младенчества. Поэтому иногда ее называют не наукой, а наукообразным вероисповеданием со своим «символом веры» – недавно открытыми законами.

Итак, в фундамент «психологии» йоги заложено главнейшее намерение: познание духа – смысл жизни любого человеческого существа.

Откуда проистекает депрессия? Почему ее нельзя вылечить медикаментами? Почему, вообще говоря, психиатрия не справляется со своей главной обязанностью – исцелением душевнобольных? Ответ на эти вопросы незамысловат: если у человека возникла депрессия, причина здесь только одна: на протяжении длительного времени человек уклонялся от своей главной обязанности – познания Бога. Это уклонения началось не в этой жизни – той сознательной короткой полосе, которую можно более или менее хорошо отследить. Манкировать повеления духа человек начал много столетий назад. Эта деструкция намерения в большинстве случаев продолжается много жизней подряд. Депрессия в этой жизни – это лишь вершина этого огромного темпорального айсберга. Закономерный результат безбожного бытия. Но может ли быть иначе? Ведь главное качество духа – это блаженство. Уклоняться от духа – это уклоняться от радости, которую несет Первооснова Вселенной. Ради познания вечного счастья и была подарена йога, чтобы человек имел инструменты, необходимые для совершенствования собственного тела и разума, ибо смысл жизни – познание духа и его неописуемой радости, лежащей в основе всего мироздания.

Но человек наделен свободой волеизъявления, и если его разум откажется тратить время на собственное очищение и совершенствование, Бог не может отменить такой негативный душевный порыв, ибо свобода волеизъявления – это божественный дар человеку. Но удаление от духа – это приближение к печали. А если бегство от духа совершалось на протяжении многих жизней, то следствием будет не просто печаль, мимолетная хандра и тоскливое настроение, а более серьезная деструкция психики – та самая депрессия, которую фармакология и наркотики могут слегка купировать, ненадолго, но вылечить неспособны.

Но как познавать дух, основу всяческой радости? Йога говорит, что путей здесь огромное множество. Но самый известный тот, о котором сказал великий йог Патанджали в своей «Йога-сутре»: «Йога – это прекращение модификаций ума». Это, пожалуй, самое краткое и лаконичное определение йоги. Но почему ум нужно затормозить? Не превратит ли человека такой маневр в окончательного идиота? Чтобы понять, какая бездна смыслов спрятана в этом кратком определении Патанджали, нужно знать очень много. Для этого необходимо хотя бы мельком взглянуть на метафизику нашей Вселенной. Ради краткости и простоты разобьем многомерное мироздание на три главных слоя:
- Первооснова
– Дух (в разных вероисповеданиях его обозначают по-своему – это Брахман, Вишну, Иегова, Нагуаль, Аллах и т.д.),
- Тонкие миры – близкий к нам рай, из которого возвращаются на землю, множество промежуточных обителей, и рай очень высокий, где остаются навсегда - Физический трехмерный мир.

Чтобы лучше прояснить суть йоги, лучше воспользоваться метафорой. Наше тело находится в самом низу, на «дне» сотворенного мира. Находясь на дне «Марианской впадины», очень трудно увидеть Солнце мира – тот благой Дух, который все сотворил. Мешает, прежде всего, сам ум – важнейший инструмент для выживания в мире физики. Но то, что в мире физики полезно, в мире духа почти бесполезно. Поэтому в Бхагавад-Гите говорится, что ум – это и друг человека, и его враг. Но врагом ум становится только тогда, когда он не покорен. Когда нужно познавать нечто, находящееся выше него, ум раздражается и находит тысячу причин, чтобы этим не заниматься. Вот здесь, в сфере духа, самый полезный инструмент и терпит свое классическое фиаско.

Ум находится в неустанной работе, в перманентном волнении, поэтому «глядя вверх», в сторону Бога, человек ничего не видит. Ситуация похожа на попытку рассмотреть сокровища на дне озера во время сильного ветра. Пока вода находится в бурлящем состоянии, дно озера, естественно, не будет просматриваться. Но как только ветер стихнет, вода успокоится, превратив поверхность в зеркальную гладь, золото и бриллианты, лежащие на дне, станут доступны нашему зрению. Примерно такова ситуация, но с одной единственной разницей: человек, пытаясь познать Дух, смотрит «вверх», а не вниз. Духовные бриллианты – в тонких мирах и сфере духа. Но пока психика человека сильно вибрирует, тонкие энергии, естественно, не видны. Беспокойный ум – это перегородка, отделяющая от созерцания духовного Неба. Поэтому во все времена йога придумывала множество способов, позволяющих успокаивать ум человека. А это – очень непросто, о чем так экспансивно сказано в Бхагавад-Гите устами Арджуны: «Ум беспокоен, упрям и силен. Управлять им труднее, чем ветром». На это иногда необходимо несколько жизней потратить. Но сильное намерение рано или поздно решает и эту задачу: ум успокаивается, приоткрыв окно в Небо – те блаженные пространства, оттуда стекает к нам энергия радости.


Photo Credit: Shutterstock.com


27 Февраля 2015
Мне нравиться: Добавить в закладки

Материалы по теме:

Йога в офисе: 10 полезных упражнений

Способы облегчить симптомы астмы с помощью йоги

Виды йоги

Лечебная йога при болях в пояснице

Упражнения йоги для кишечника

Позы Йоги для очищения кишечника

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
CAPTCHA
 

Материалы, представленные на сайте feeling-good.ru является выражением мнения авторов и служат лишь для ознакомления и не могут являться руководством для самостоятельного применения без диагностики у профессионалов.Таким образом, посетитель полностью отвечает за любые неправильные трактовки, которые могут возникнуть вследствие просмотра, чтения или копирования материалов, содержащихся на этом сайте, и таким образом никакое юридическое или физическое лицо не может быть ответственно за использование упомянутых материалов ни при каких обстоятельствах. Ответственность за последствия, которые прямо или косвенно повлекло за собой использование информации, размещенной на этом сайте, не может возлагаться на авторов сайта.