Философия йоги и человеческая психика
Психология – это наука о душе. Но душа (Монада или Атма, если обозначить ее санскритским термином) – это энергия духа, живущая в сфере иррационального – в той духовной Бесконечности, где наша линейная логика и разум не могут измерять и оценивать Истину, ибо разум материален, в отличие от своей Первоосновы. Да, разум и логика – это нечто вторичное, появившееся на определенном этапе сотворения материального мира, это необходимые инструменты для биологического выживания в плотных материальных пространствах, не обладающих многомерностью. Поэтому от слова «психология» изначально веет абсурдностью. Как может «наука» изучать душу, если главный ее инструмент – разум – бессилен увидеть и понять свою Первооснову – дух и душу? Другими словами, как может робот «изучать» сотворившего его конструктора? И может ли?
Да, может, но с оговорками: адепты йоги говорят не об изучении духовной Первоосновы, а о познании духа. Это более корректно. Ибо слово «изучение» подразумевает дальнейшее управление, но нет и не может быть управления духом, ведь именно он управляет мирозданием испокон веков. В том числе и своим инструментом – разумом. Да, именно сознание (дух) управляет разумом, а не разум – сознанием. Если же инструмент, то есть разум, начинает управлять жизнью человека, поддавшегося демоническим веяниям, это рано или поздно заканчивается деградацией – потерей сознательности, ума и ослаблением жизни. Что успешно демонстрируют нам наркоманы, психопаты, социопаты и атеисты, которые на начальном этапе очень рациональны, умны и проворны, но в конце всегда представляют собой жалкое зрелище: моральную или физиологическую уродину. И наоборот: те религиозные люди, которые усиливали собственное сознание (то есть дух), сохраняют до самой смерти силу ума и физическую выносливость. Их организм стареет значительно медленнее, а психическая старость может их вообще не коснуться. Об этом говорят малоизученные наукой факты: чрезвычайно длительная жизнь тех йогов, которые достигли успеха в садхане – специальной системе тренинга, если говорить на европейский манер. Другими словами, йог живет столько, сколько сочтет нужным. Иногда 300 или 500 лет, в зависимости от миссии, которую ему поручено выполнить. Есть и такие адепты, жизнь которых исчисляется тысячами лет, но это тот самый случай, который верифицировать наука не может, ибо находится в эмбриональном состоянии. Вообще говоря, вся наука проходит период младенчества. Поэтому иногда ее называют не наукой, а наукообразным вероисповеданием со своим «символом веры» – недавно открытыми законами.
Итак, в фундамент «психологии» йоги заложено главнейшее намерение: познание духа – смысл жизни любого человеческого существа.
Откуда проистекает депрессия? Почему ее нельзя вылечить медикаментами? Почему, вообще говоря, психиатрия не справляется со своей главной обязанностью – исцелением душевнобольных? Ответ на эти вопросы незамысловат: если у человека возникла депрессия, причина здесь только одна: на протяжении длительного времени человек уклонялся от своей главной обязанности – познания Бога. Это уклонения началось не в этой жизни – той сознательной короткой полосе, которую можно более или менее хорошо отследить. Манкировать повеления духа человек начал много столетий назад. Эта деструкция намерения в большинстве случаев продолжается много жизней подряд. Депрессия в этой жизни – это лишь вершина этого огромного темпорального айсберга. Закономерный результат безбожного бытия. Но может ли быть иначе? Ведь главное качество духа – это блаженство. Уклоняться от духа – это уклоняться от радости, которую несет Первооснова Вселенной. Ради познания вечного счастья и была подарена йога, чтобы человек имел инструменты, необходимые для совершенствования собственного тела и разума, ибо смысл жизни – познание духа и его неописуемой радости, лежащей в основе всего мироздания.
Но человек наделен свободой волеизъявления, и если его разум откажется тратить время на собственное очищение и совершенствование, Бог не может отменить такой негативный душевный порыв, ибо свобода волеизъявления – это божественный дар человеку. Но удаление от духа – это приближение к печали. А если бегство от духа совершалось на протяжении многих жизней, то следствием будет не просто печаль, мимолетная хандра и тоскливое настроение, а более серьезная деструкция психики – та самая депрессия, которую фармакология и наркотики могут слегка купировать, ненадолго, но вылечить неспособны.
Но как познавать дух, основу всяческой радости? Йога говорит, что путей здесь огромное множество. Но самый известный тот, о котором сказал великий йог Патанджали в своей «Йога-сутре»: «Йога – это прекращение модификаций ума». Это, пожалуй, самое краткое и лаконичное определение йоги. Но почему ум нужно затормозить? Не превратит ли человека такой маневр в окончательного идиота? Чтобы понять, какая бездна смыслов спрятана в этом кратком определении Патанджали, нужно знать очень много. Для этого необходимо хотя бы мельком взглянуть на метафизику нашей Вселенной. Ради краткости и простоты разобьем многомерное мироздание на три главных слоя:
- Первооснова
– Дух (в разных вероисповеданиях его обозначают по-своему – это Брахман, Вишну, Иегова, Нагуаль, Аллах и т.д.),
- Тонкие миры – близкий к нам рай, из которого возвращаются на землю, множество промежуточных обителей, и рай очень высокий, где остаются навсегда - Физический трехмерный мир.
Чтобы лучше прояснить суть йоги, лучше воспользоваться метафорой. Наше тело находится в самом низу, на «дне» сотворенного мира. Находясь на дне «Марианской впадины», очень трудно увидеть Солнце мира – тот благой Дух, который все сотворил. Мешает, прежде всего, сам ум – важнейший инструмент для выживания в мире физики. Но то, что в мире физики полезно, в мире духа почти бесполезно. Поэтому в Бхагавад-Гите говорится, что ум – это и друг человека, и его враг. Но врагом ум становится только тогда, когда он не покорен. Когда нужно познавать нечто, находящееся выше него, ум раздражается и находит тысячу причин, чтобы этим не заниматься. Вот здесь, в сфере духа, самый полезный инструмент и терпит свое классическое фиаско.
Ум находится в неустанной работе, в перманентном волнении, поэтому «глядя вверх», в сторону Бога, человек ничего не видит. Ситуация похожа на попытку рассмотреть сокровища на дне озера во время сильного ветра. Пока вода находится в бурлящем состоянии, дно озера, естественно, не будет просматриваться. Но как только ветер стихнет, вода успокоится, превратив поверхность в зеркальную гладь, золото и бриллианты, лежащие на дне, станут доступны нашему зрению. Примерно такова ситуация, но с одной единственной разницей: человек, пытаясь познать Дух, смотрит «вверх», а не вниз. Духовные бриллианты – в тонких мирах и сфере духа. Но пока психика человека сильно вибрирует, тонкие энергии, естественно, не видны. Беспокойный ум – это перегородка, отделяющая от созерцания духовного Неба. Поэтому во все времена йога придумывала множество способов, позволяющих успокаивать ум человека. А это – очень непросто, о чем так экспансивно сказано в Бхагавад-Гите устами Арджуны: «Ум беспокоен, упрям и силен. Управлять им труднее, чем ветром». На это иногда необходимо несколько жизней потратить. Но сильное намерение рано или поздно решает и эту задачу: ум успокаивается, приоткрыв окно в Небо – те блаженные пространства, оттуда стекает к нам энергия радости.
Photo Credit: Shutterstock.com
27 Февраля 2015
Мне нравиться:
Добавить в закладки
Материалы по теме: