Как развивается комплекс неполноценности

Как развивается комплекс неполноценности

Что же такое комплекс неполноценности? Это общность эмоциональных и психологических ощущений человека, которые проявляются в чувстве личностной ущербности и вере в превосходство окружающих над ним. Первым, кто описал комплекс неполноценности, был венский психолог и психиатр Альфред Адлер. Его личный жизненный путь явился важным подспорьем в создании индивидуальной теории личности.

Этот комплекс часто возникает по ряду разнообразных причин: наши собственные неудачи и ошибки, душевные травмы и другие немаловажные для нас обстоятельства. Комплекс неполноценности очень сильно влияет на поведение и самочувствие человека. Люди, которые страдают этим, очень часто чувствуют себя как нечто маловажное, совсем незначительное и ущербное, и на этой почве у них может развиться депрессия, а в особо тяжелых случаях это может привести к самоубийству.

Как же развивается и откуда берется комплекс неполноценности? Недаром говорится и многозначительно утверждается, что все наши психологические проблемы вышли родом из детства. Великая банальность, но она, к величайшему сожалению, показывает правду всей нашей жизни. То, что закладывается в детские годы, определяет, как же мы в дальнейшем будем строить свою жизнь. Как и почему, стремясь к счастью, мы в итоге несчастны, к чему и зачем мы стремимся. На что тратим жизнь и с какой целью, чтобы потом, оглянувшись назад, сделать вывод, что все было напрасно.

Что же все-таки такое с нами происходит в нашем детстве, и от чего приходится убегать всю жизнь? Можно привести пример кошки, к хвосту которой привязали жестяную банку: мы так же пытаемся скрыться, убегая от клацающей зубами правды. Но чем стремительнее и быстрее мы бежим, тем сильней и громче грохот за спиной, и тем очевидней тщетность наших попыток.

Мы прекрасно осознаем, от чего убегаем. Конечно, иногда мы не напрасно прилагаем усилия, и даже на время нам удается избавиться от пугающего нас знания. Мы даже пытаемся привести массу доводов и аргументов, чтобы убедить окружающих нас людей, что банка на нашем хвосте – это своего рода эксклюзивный аксессуар, а не горькая усмешка нашей жизни над нами. Где-то в глубине наше подсознание не дает нам забыть о горькой для нас правде, и мы осознаем, что что-то с нами все-таки не так.

Когда мы уже выросли и стали самостоятельными людьми, нам все труднее найти это чувство. Оно, как размеренный белый шум, который наш слух удачно отфильтровывает, и мы учимся неприятное осознание действительности выносить куда-нибудь подальше «за скобки».

В далеком детстве это чувство было для нас воздухом, оно являлось показателем всех наших действий, открытий и поступков. И где-то там, во времена детства, нас неустанно преследовало ощущение, что все, что происходит с нами, как гнилая заноза в нашей душе, болезненное чувство неудобства, неловкости за себя самих. Мы ждали перемен и боялись этих перемен, так как на это требовались реальные действия, а они показывали наши слабости.

Грехопадение, не совершенное нами, ад, не заслуженный нами, не евшими плодов с древа познания, но впитавшими в себя их с материнским молоком. Жажда перемен и страх неизбежно и мучительно будут преследовать нас, но удовлетворены мы уже никогда не будем.

Искупить грех, но мы его не совершали; излечить болезнь, но мы никогда не были больны; отречься от себя, так как однажды нам дали понять, что нам необходимо заслужить любовь, а наше рождение – это выданный нам кредит с высокой процентной ставкой, который нам нужно будет выплатить, прежде чем стать счастливыми и сбросить рабское ярмо. Чтобы получить шанс на любовь и простое человеческое счастье, всю нашу жизнь надо посвятить искуплению и ждать, лелеять мечту на то, что получим этот шанс.

Но мы понимаем: чтобы справиться со своей грешной природой, нам нужно не покладая рук над собой работать, а это не так уж просто. Как только мы ослабим поводья, отвлечемся и расслабимся, то грех – вот он, снова налицо. И нельзя нам расслабляться, и надо жестко контролировать и сдерживать свою сущность.

Всю жизнь мы проводим в поисках своего счастья, искупляем, преодолеваем и побеждаем природу нашей души. Имея веру, что все недостойное в нас можно выжечь каленым железом, мы тем самым становимся лучше и заслуживаем не что иное, как право на существование. Бунтуя против себя, вступая в схватки со всем злом, мы убиваем все доброе и обрекаемся на вечное изгнание.

Так ли на самом деле: если мы рождены – это значит, что обречены? Рождаясь, ребенок появляется на свет с чистой душой, не имея греха, у него нет вины и страха перед собой. Они появляются немного позже, когда родители уже вдоволь умилились малышом, и на смену умилению приходят раздражение и усталость. И как только маленькое чудо застревает костью поперек горла эгоизма родителей, начинается обработка сознания мыслями о грехе и его искуплении, добре и зле.

Чтобы познакомить ребенка с правилами и рамками жизни, сильному родителю не нужно призывать божественные законы и мораль, а вот слабый родитель боится проявить свою власть, так как в глубине он знает, что не достоин, и поэтому ответственность за эгоистичный произвол перекладывает на свои моральные ценности.

Сильный родитель, так как он считается главным, имеет право на установку законов. Он говорит: «Не делай так, потому как я не хочу этого». А слабый родитель скажет: «Так делать не надо, это плохо». Боясь понести ответственность за проявление своей воли, он призывает к помощи чужие правила и законы.

И все-таки, когда ребенок совершил ошибку, сильный родитель говорит: «Я люблю тебя, несмотря ни на что, но ты будешь наказан, так как нарушил мой запрет». А слабый родитель скажет: «Ты плохо поступил, и на твое неповиновение я обижен». И эта детская обида делается наказанием, которое намного больнее, чем формальное (полчаса в углу или остаться без сладкого). Так расплачивается ребенок за родительскую трусость и безответственность.

Первый случай нам показывает, что, совершив поступок, ребенок получает последствия. Да, он будет неприятно удивлен, что мир не устроен так, как ему хотелось бы, но при этом душа его не ранена, и кроме как «останешься без сладкого, если так сделаешь» (то есть маленькой ранки), в памяти боли не останется.

А вот во втором случае так же видна обратная связь, когда слабый родитель манипулирует любовью и дает понять: если хорошо себя будешь вести, буду тебя любить, а если плохо, то обижусь на тебя и не буду любить. Ребенка шантажируют самым ценным для него – ЛЮБОВЬЮ.

Отсюда зарождается наш страх, и мы понимаем, что плохие качества для нас не так уж удобны и не нравятся совсем нашим родителям. Мы уверены, что грань выживания – это искоренение зла, и если мы не сделаем это, то непременно погибнем.

Уже сформированное чувство греховности мы несем всю нашу жизнь. Бремя, надетое нам нашими родителями, – искать всю жизнь прощение за наши грехи, которых мы не совершали. И когда наши родители мертвы, и уже не перед кем оправдываться, мы все равно ищем искупление своих грехов и не имеем возможности избавиться от чувства собственной неполноценности.

И в продолжение цикла, имея свое представление о должном, мы рожаем детей и заставляем, раня их душу, нести по жизни НАШ собственный крест.


Photo Credit: Depositphotos


24 Февраля 2015
Мне нравиться: Добавить в закладки

Материалы по теме:

Наука о счастье: Почему недовольство собой буквально убивает вас

Релаксация

Как стать счастливее в 2016 году: 16 простых способов

Целебные свойства драгоценных камней

Как успевать больше, тратя меньше времени и усилий

Приди ко мне, удача: как стать везунчиком?

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
CAPTCHA
 

Материалы, представленные на сайте feeling-good.ru является выражением мнения авторов и служат лишь для ознакомления и не могут являться руководством для самостоятельного применения без диагностики у профессионалов.Таким образом, посетитель полностью отвечает за любые неправильные трактовки, которые могут возникнуть вследствие просмотра, чтения или копирования материалов, содержащихся на этом сайте, и таким образом никакое юридическое или физическое лицо не может быть ответственно за использование упомянутых материалов ни при каких обстоятельствах. Ответственность за последствия, которые прямо или косвенно повлекло за собой использование информации, размещенной на этом сайте, не может возлагаться на авторов сайта.