Что такое интроекция, и как взрослые закладывают интроекты в подсознание детей

Рука ребёнка

Мы воспитываем наших детей, передавая им свой опыт и свое отношение к жизни, как целенаправленно, так и поневоле. Эти условия являются крайне важными для формирования личности ребенка. Они помогают ему создать канву, на основе которой взрослеющий человек будет самостоятельно наполнять содержанием свою жизнь. Напрашивается вопрос: все ли, что мы передаем нашим детям, соответствует критериям нужности и полезности для становления личности ребенка?

Чтобы соизмерить полезность того, что транслирует взрослый ребенку, обратим внимание на то, как ребенок внимает посланиям своих родителей, педагогов и других старших людей. Некоторые требования и мнения взрослых ребенок, начиная уже с дошкольного возраста, примеряет к себе и настойчиво допытывается, почему нужно делать так, а не иначе. Правда, далеко не на все вопросы ребенок получает вразумительный ответ. Родители запросто могут свести пояснения к пресловутому «потому, что так надо» или «слушай то, что тебе говорят». Другие взрослые могут еще изощреннее навязать свое мнение: «И тебе не стыдно? Другой бы немедленно выполнил / принял к сведению, а ты только своих родителей позоришь».

Существуют и такие комментарии и правила, звучащие из уст родителей или педагогов, которые ребенок доверительно проглатывает и воспринимает как неизбежную инструкцию, требующую выполнения. Бессознательное принятие внешних установок, мнений, взглядов, стандартов в свой опыт называют интроекцией. А тот посыл (мнение, установки, отношение к жизни), который ребенок принимает как нечто бесспорно верное, заседает в его формирующемся мировоззрении как клубок, и называется интроектом.

Каждый из нас может вычленить некоторые установки, которые закрепились в нашем мировоззрении, на которые мы почему-то опираемся в своей жизни, и нам даже в голову не приходит их пересмотреть. Хотя бы такие, как «старших нужно слушаться», «мужчины не плачут», «муж должен зарабатывать больше жены», «никому нельзя доверять», «без высшего образования сегодня не устроишься на хорошую работу», «больших денег честно не заработаешь» и огромное количество других.

Механизм формирования интроектов

Все, кто имеет отношение к воспитанию детей, располагают широким набором под названием «знание жизни», который они пытаются передать детям. Даже, отметая всякую критичность, следует признать, что не найдется ни одного взрослого, у которого этот «набор для воспитания» был бы идеальным. А какие-то из мнений и ориентиров взрослых людей могут быть откровенно вредными для развития личности. Но, поскольку они исходят от очень авторитетных для ребенка людей – мамы, папы, учительницы, бабушки, старшего друга, - то принимаются ребенком на веру и без осмысления. Такие послания занимают свое место и управляют мыслями и поступками ребенка, а потом и повзрослевшего человека.

Рассмотрим пример, увиденный совсем недавно в реальной жизни. Мама возвращается с первоклассницей из школы домой и настойчиво ей повторяет: «Ты не имеешь права писать неаккуратно!». Судя по тому, как опечаленно и с поникшим взглядом бредет девочка, она явно переживает за то, что какую-то письменную работу она не смогла выполнить аккуратно.

Наблюдая эту картину, хочется остановить маму, растормошить ее, чтобы она очнулась от пребывания в своем иллюзорном мире. Если малышка-первоклассница не имеет права даже на неаккуратное письмо, то какие права она вообще имеет в новой для нее учебной деятельности?! Как отнесется мама, если девочка просмотрит орфографическую ошибку или допустит промах в вычислениях?

Но вернемся к той установке, которую мама, не ведая, закладывает в подсознание своего ребенка. Табу «Не имеешь права писать неаккуратно!» будет полноценно жить среди тех сводов и правил, которые осознанно и подсознательно формирует для себя каждая личность. И в самые неподходящие моменты эта установка будет выползать. Наша героиня, и повзрослев, будет стремиться к исключительной аккуратности, но, заполняя важный документ, она неожиданно на ровном месте может сделать ошибку, требующую исправления и привносящую неряшливость в общий вид документа. От каких-то работ она заведомо откажется из-за боязни не выполнить их на должном уровне. Что-то будет многократно переделывать, так как в процессе выполнения, вопреки всем стараниям, будет вмешиваться неожиданный ляп. И все только потому, что ей когда-то в детстве мамой строго-настрого было запрещено принимать себя неаккуратную.

А без принятия себя – никак. Обстоятельства в разных вариациях повторяются для личности до тех пор, пока она не примет их в качестве ценного опыта, и пока личность не позволит себе ошибаться и быть несовершенной.

Люди, для которых психологическая наука не является сколь-нибудь авторитетной, игнорируют взаимосвязи и закономерности, представленные в примере. Но не так уж сложно понаблюдать за тем, как взрослые закладывают штампы и комплексы, значимые для них, в воспитание детей. «Мальчики не плачут!», «Что нам скажет твоя мама, глядя на твой вид…» - подобные комментарии звучат в детской жизни, начиная с песочницы.

Благодаря им, вырастают мужчины, загоняющие свои эмоциональные переживания вглубь организма в виде заболеваний. Из-за таких воспитательных манипуляций часто взрослые люди не решаются на конкретные шаги и действия, которые, возможно, не одобрит мама.

Некоторые дети оказываются более устойчивыми к родительским интроекциям. Они отказываются следовать назиданиям взрослых, а при особой требовательности и настойчивости со стороны родителей или воспитателей начинают сопротивляться и бунтовать. Но значительная часть детей воспринимает взрослых как неоспоримый авторитет, поэтому они автоматически присваивают условия «должен», «не имеешь права», «нужно соответствовать» и примерные, которыми потом неосознанно руководствуются всю жизнь.

Как важно, чтобы взрослые осознали свое участие не только в воспитании положительных качеств ребенка, но и в формировании комплексов, осложняющих жизнь человека. Это осознание принесло бы пользу и старшему, и новому поколению.


Photo Credit: Depositphotos



5 Февраля 2015
Мне нравиться: Добавить в закладки

Материалы по теме:

16 Советов о том, как сделать 2016 год более осознанным и полезным

Ридингфобия или боязнь чтения

Когнитивные тренировки и их польза

Как найти своё предназначение

Как преодолеть конфликт?

Как мотивировать себя на изучение иностранного языка

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
CAPTCHA
 

Материалы, представленные на сайте feeling-good.ru является выражением мнения авторов и служат лишь для ознакомления и не могут являться руководством для самостоятельного применения без диагностики у профессионалов.Таким образом, посетитель полностью отвечает за любые неправильные трактовки, которые могут возникнуть вследствие просмотра, чтения или копирования материалов, содержащихся на этом сайте, и таким образом никакое юридическое или физическое лицо не может быть ответственно за использование упомянутых материалов ни при каких обстоятельствах. Ответственность за последствия, которые прямо или косвенно повлекло за собой использование информации, размещенной на этом сайте, не может возлагаться на авторов сайта.